Skip to main content

Если мы, британцы, в чем-то и хороши, так это в хард-роке.

С ниспадающими на плечи локонами и в невероятно узких расклешенных джинсах пионеры этого неприкрытого жанра гордо расхаживали по мировой сцене и продавали миллионы пластинок.

5

Deep Purple выпускают свой 23-й студийный альбом и в настоящее время находятся в турне. Фото: Джим РакетеФронтмен Иэн Гиллан в расцвете сил в 70-е годы

5

Фронтмен Иэн Гиллан в расцвете сил в 70-е годыКредит: Getty

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов наступление с этих берегов возглавила так называемая «нечестивая троица» — Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple.

Почему, спросите вы, старый добрый Блайти поставлял этих всепобеждающих монстров рока?

«Мы все были сумасшедшими, вот почему!» — говорит солист Purple Иэн Гиллан, обладатель одного из самых зажигательных выкриков в своей группе.

«Раньше я слушал американские группы и думал: «Боже мой, они так хорошо отрепетированы, все настолько уныло».

«Но с британскими группами мы были просто сумасшедшими. Мы выходили на сцену и делали что угодно».

Я разговариваю с Гилланом, потому что Deep Purple — последние из большой тройки, которые все еще покоряют стадионы и создают новую музыку.

В настоящее время они находятся в мировом турне по Европе, США и Южной Америке, а в ноябре запланированы даты в Великобритании. Они выпускают свой 23-й студийный альбом — искрометный и с загадочным названием =1 (подробнее о нем позже).

В настоящее время в состав группы входят Гиллан, основатель группы Ян Пейс (ударные), Роджер Гловер (бас-гитара), Дон Эйри (клавишные) и недавно присоединившийся Саймон Макбрайд (соло-гитара), который заменил Стива Морса.

В этом составе Гиллан, Пэйс и Гловер сыграли на определяющих карьеру альбомах Deep Purple In Rock (1970) и Machine Head (1972).

Они также приняли участие во многих самых известных песнях группы, среди которых Smoke On The Water, Child In Time, Black Night и Strange Kind Of Woman.

Мартин Бирч продюсирует Come Taste The Band для Deep Purple в студии

78-летний Гиллан, кладезь полезной информации, беседуя из своего дома в Португалии, возвращается к феномену Led Zeppelin, Sabbath и Purple.

«Как и «секс, наркотики и рок-н-ролл», «нечестивая троица» была создана исключительно нашими хорошими друзьями — музыкальными журналистами», — говорит он.

«Мы их знали, выпивали с ними, и они облекали в слова то, что делал каждый, — что-то особенное и узнаваемое».

Гиллан отдает должное бирманским хулиганам во главе с Оззи Осборном и гитаристом Тони Айомми.

С конца 1982 года по начало 1984 года он фактически лично знакомился с Sabbath, заменив Ронни Джеймса Дио в качестве солиста во время длительного перерыва Оззи.

Он говорит: «В определенной степени Sabbath были самыми важными, потому что без них не было бы ни Сиэтла (гранж-сцены), ни хэви-метала.

«То, что Тони выдавал в те ранние дни, было просто потрясающе. Это было так мощно».

«Без Sabbath нет хэви-метала»

Гиллан продолжает: «Эти три группы сделали то, чего раньше никто не делал.

«Они воплощали в жизнь все то, что копилось в течение предыдущих десяти лет».

Он признает влияние Джима Маршалла, известного как «Повелитель громкости», который был пионером в области гитарных усилителей, благодаря чему группы могли увеличивать громкость до одиннадцати.

Он также подчеркивает силу транзисторного радио, которое дало молодым людям контроль над музыкой, которую они хотели слушать.

Он говорит: «Семейное радио было подключено к стене и управлялось родителями, но внезапно у нас появилась одна маленькая вещь, которую можно было положить в карман и взять с собой в парк или на пляж.

«Поэтому это не ваши родители решили, что вам следует слушать Фрэнка Синатру, это ВЫ решили, что можете слушать Литтл Ричарда.

«Это имело цепную реакцию на детей с бурным воображением».

Одним из таких парней был сам Гиллан, которому было суждено связать свою жизнь с рок-н-роллом.

«Я вырос в музыкальной семье», — говорит он, прежде чем вкратце рассказать мне о своем пути к Deep Purple.

В этом не было ничего искусственного. Это было полностью органично.

GillanИэн Гиллан

«Мой дедушка пел в опере, мой дядя был джазовым пианистом, а я был мальчиком-сопрано в церковном хоре.

«Когда я услышал, как Элвис поет Heartbreak Hotel, все изменилось.

«Я играл в блюзовых группах, а затем в хард-поп-группе Episode Six.

«У нас было около 12 синглов. Мы были очень хороши, не слишком инструментально мощны, но вполне приемлемы, а затем я получил возможность выступить в Purple».

Гиллан уже объединился с Гловером, когда их пригласили присоединиться к тому, что впоследствии стало классическим составом: Пэйс, Ричи Блэкмор (гитара) и «отец группы» Джон Лорд (клавишные).

«Я начал писать вместе с Роджером, поэтому, когда мы присоединились к Purple в августе 1969 года, мы были не просто певцом и басистом, но и командой авторов песен.

«Все встало на свои места — это была счастливая случайность».

Первым крупным достижением состава стал прорывной альбом Deep Purple In Rock.

«Это создало группу», — говорит Гиллан. «В этом не было ничего искусственного. Это было совершенно органично.

«Я помню радость в репетиционных залах в общественном центре Саутхолла — нас невозможно было оттуда выгнать.

В свои 78 лет Иэн все еще зажигает на сцене

5

В свои 78 лет Иэн все еще зажигает на сцене. Фото: Getty

«Песни писались каждые десять минут, а затем выбрасывались.

Некоторые из них были опробованы на сцене, но на следующий день о них забыли.

«Книгу «Дитя во времени» я написал всего за десять минут, это просто невероятно».

Гиллан говорит, что эта вдохновляющая встреча музыкальных умов означала, что «Purple были очень удачливы в первые дни.

«У Джона, Ричи и Яна, а также у меня и Роджера было множество влияний: от оркестровых композиций до свинга в стиле биг-бэнда, блюза и соула.

«Это подготовило почву для будущего, мы могли сгибаться под ветром. Это помогло нам пережить несколько трудных времен, но в основном все было здорово».

Затем я спрашиваю Гиллана о мгновенно полюбившейся песне Black Night, которая летом 1970 года заняла второе место в британском чарте синглов.

«Это было так органично», — отвечает он. «Однажды днем ​​мы написали и записали фонограмму.

«Но у нас не было песни, поэтому мы решили пойти в паб и поразмышлять (и, я полагаю, выпить).

«Мы вернулись через несколько часов с текстами песен, нацарапанными на пивных подставках, и записали вокал.

«Простая песня с отличным риффом»

«Название взято из песни Артура Александра (американского кантри-соул-певца) — но на самом деле это полная тарабарщина!»

Третий альбом с участием Гиллана и Гловера, Machine Head, выпущенный в 1972 году, сегодня считается вершиной творчества Purple.

Певец соглашается, но говорит, что все альбомы группы, в которых он принимал участие, «для меня как дети».

«Они не все великолепны, но я их всех люблю», — продолжает он.

«Факты показывают, что Machine Head сыграли абсолютную роль в укреплении нашего будущего».

Первый трек на второй стороне, Smoke On The Water, стал визитной карточкой Deep Purple, начинающейся с его культового риффа.

Гиллан хорошо помнит создание этого произведения.

«Нам нужно было еще шесть минут музыки, чтобы завершить альбом, а времени у нас было мало», — говорит он.

«У нас был такой момент, поэтому мы быстро написали тексты песен, которые представляли собой биографический отчет о создании Machine Head, и на этом все закончилось».

«Очень простая песня с отличным риффом»

Для Purple это была просто еще одна песня, хотя и очень удобная, так как она вывела альбом за рамки. И тут — бинго!

Гиллан продолжает: «Спустя много месяцев после выхода альбома, во время американского турне, к нам пришел парень по имени Расс Шоу из Warner Bros. Он увидел реакцию публики на Smoke.

Мы были такими тощими. У нас не было одежды.

Гиллан иэн Гиллан

«Он пытался понять, почему мы не выпустили ее как сингл.

«Конечно, он длился шесть минут, поэтому ни одна радиостанция не хотела его брать в эфир.

«Мы сократили его до трех минут 54 секунд и выпустили несколько дней спустя.

«В то время эта песня стала самой исполняемой в мире.

«Она застревает в голове. Очень простая песня, очень цепляющая, отличный рифф».

После Machine Head Гиллан остался с Purple, записав потрясающий двойной концертный альбом Made In Japan и не слишком впечатляющую студийную работу Who Do We Think We Are, но покинул группу до конца 1973 года.

Затем последовала работа с сольными проектами Ian Gillan Band и Gillan, а также годичное пребывание в Black Sabbath перед возвращением Purple в 1984 году.

За исключением короткого перерыва между 1989 и 1992 годами, в основном вызванного «творческими разногласиями» между ним и Блэкмором, певец всю свою жизнь был участником Purple.

Он выражает особую благодарность двум другим членам группы, которые были в ней долгое время — Пейсу и Гловеру.

«Ох уж эти ребята!» — восклицает Гиллан. «Без них не было бы ритм-секции, а без ритм-секции все соло ничего не значат.

«Иэн Пейс вырос в музыкальной семье, как и я. И он был опорой группы с самого ее основания.

Новый альбом группы =1 — один из самых сильных альбомов Purple за последние годы, наполненный духом старых семидесятых.

5

Новый альбом группы =1 — один из самых сильных альбомов Purple за последние годы, наполненный духом старых семидесятых. Фото: Джим Ракете

«Теперь, когда Джона (Лорда) не стало, он стал отцом-основателем и единственным известным мне рок-барабанщиком, который играет свингом.

«Это из-за того, как он рос, и из-за того, что на него влияло.

«Я играл Smoke On The Water с несколькими барабанщиками хэви-метала и несколькими очень известными барабанщиками, и ни один из них не сыграл ее правильно.

«Они все колотили по барабанной установке. Иэн позволяет музыке делать свое дело.

«Это у него в крови, и он, вероятно, самый важный участник группы».

Далее Гиллан обращает внимание на своего первоначального соучастника преступления.

«Роджер Гловер был практически моим наставником, потому что он начал писать раньше меня», — вспоминает он.

«Мы проводили дни, недели и месяцы, практикуясь в искусстве письма, узнавая об ударном значении согласных, узнавая, какие гласные звуки использовать на высокой ноте».

Гиллан говорит, что, когда они встретились, жизнь рок-звезды была для нее всего лишь мечтой.

«Мы были совсем нищими. У нас не было одежды», — говорит он.

«А когда мы присоединились к Purple, мы не могли пойти на вечеринку одновременно, потому что у нас была только одна пара брюк на двоих, одна приличная рубашка и буквально кусок веревки вместо ремня.

«Символ простоты»

«У Роджера не было обуви, а у моей были дырки на подошве».

Гиллан благодарен, что Пэйс и Гловер все еще рядом с ним.

«Они — самая совместимая ритм-секция из всех существующих», — говорит он.

Это подводит нас к новому альбому =1, одному из самых сильных альбомов Purple за последние годы, наполненному духом старых семидесятых.

Странное название требует вдумчивого объяснения.

Гиллан говорит, что это происходит из-за попыток разобраться со сложностями и бюрократией, присущими современной жизни.

«Я начал рисовать уравнение в своей книге Google, которое я сделал настолько сложным, насколько позволяли мои простые математические познания, — но оно все равно было довольно впечатляющим.

«У меня были все осложнения с левой стороны, а с правой был только номер ОДИН, чего я и хотел добиться.

Общая концептуальная идея, которая связывает все воедино, — это простота.

Гиллан

«Одно из них символизирует простоту, и я подумал, что такие небольшие упражнения помогают мне сохранять рассудок.

«Внезапно меня осенило, что это могло бы стать отличным тотемом для всей пластинки.

«Основная концептуальная идея, которая связывает все воедино, — это простота».

Из песен выделяется Lazy Sod с великолепной предысторией.

«Это началось с того момента, как 17 лет назад я переехал в Португалию и поджег свой дом», — с сожалением говорит Гиллан.

«Я бросил полено в огонь, и следующее, что я помню, — комната наполнилась дымом.

«В дымоходе было птичье гнездо, и за годы там скопилось много смолы и всякого хлама, поэтому и начался пожар.

«Мне снился этот пожар, и он остается в моей памяти», — заключает Гиллан.

Что касается еще одного сильного предложения, переносной двери, он говорит: «Идея переносной двери крутилась у меня в голове еще со школы.

«Это очень удобно. Я могу приходить и уходить, когда захочу, словно невидимка!»

Гиллан переходит к Old-Fangled Thing, которая по сути является «песней о карандаше», изобретении, олицетворяющем «рождение цивилизации».

Он также упоминает шелковистое звучание No Money To Burn.

«Мне нравится этот рифф, — с энтузиазмом говорит он. — В конце каждой строчки есть этот маленький дерзкий скачок».

Волосы стали немного короче, а брюки не такие узкие, но одно можно сказать наверняка: Иэн Гиллан и Deep Purple по-прежнему зажигают — и зажигают!

ТЕМНО-ФИОЛЕТОВЫЙ

=1

(Сегодня на earMUSIC)

=1 от Deep Purple уже в продаже

5

=1 от Deep Purple уже в продажеКредит: предоставлен

★★★★☆

Leave a Reply